Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Автор: Ревакшина Наталья Алексеевна
|Должность: Воспитатель, МДОУ "Детский сад №70"
Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обобщение опыта работы воспитателя

Актуальность опыта
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Мордовия является многонациональным регионом, на территории которого проживают мордва, русские, татары, чуваши, а также представители других народов. Однако тот факт, что все они проживают на территории республики, делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языком, музыкой, литературой, изобразительным искусством народа, издавна проживающего на территории Мордовии.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:
1.    Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края.
2.    Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную   деятельность.
3.    Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины посредством музейной педагогики.
Используемые методы работы  
•    Целевые прогулки и экскурсии.
•    Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
•    Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
•    Беседы о родном городе.
•    Разучивание песен и стихов о Мордовии, пословиц, поговорок, чтение мордовских сказок, прослушивание музыкальных произведений композиторов Мордовии.
•    Ознакомление с произведениями мордовского творчества (вышивка, роспись, скульптура).
•    Обогащение и стимулирование детского творчества.
•    Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
•    Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Свою работу я начала с создания для детей теплой, уютной атмосферы в группе, чтобы каждый ребенок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на НОД, так и в повседневной жизни, систематически формирую у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываю представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы – друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываю доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – все это формирует личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Республика, ее столица, символика», «Родная природа», «Герои войны и труда».
В рамках данных тем:
1. Разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Саранск – город будущего».
2. Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным городом».
3. Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с родным городом (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), символикой республики Мордовия, растительным и животным миром.
4. Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.
5. Оформлены альбомы: «Природа родного края», «Костюмы народов России», «Старый Саранск», «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны».
Перед тем как приступить к планированию работы, были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, республике. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей республике, провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Моя малая Родина».
В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению экспозиций мини-музея краеведения детского сада. Это важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, нашедшим для музея экспонаты, предоставляется возможность рассказать о них. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Мы стараемся, чтобы они поняли, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. Родители принимали участие в организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях.
Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала в работе следующий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) – к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного общества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают мне развивать у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку заботиться обо все окружающих, быть внимательным к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности ребенка. На НОД и в повседневной жизни я стараюсь привлечь внимание детей к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах: школа, магазин, церковь, почта, аптека, рассказываю об их назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Почта», «Магазин», «Аптека», «Экскурсия по городу»), в которых дети самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг другу выбрать атрибуты для игры. В играх у детей проявляются такие качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Дети умеют поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца, но иногда мне приходится помогать им советом при разрешении конфликтов – это помогает справиться с трудной ситуацией, играть честно, справедливо.
Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен мини-музей краеведения. При посещении мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. В мини-музее представлены различные старинные предметы: коромысло, ухват, прялка, предметы посуды – горшки, кринки, бутыли, миски, настоящая люлька, самовар, домотканые коврики, занавески, подзоры, предметы одежды. Дети не просто смотрят на старинные вещи, но имеют возможность с ними поиграть, «окунуться» в атмосферу мордовского быта, действовать с экспонатами.
Читая детям сказки мордовского народа, обращаю внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаю внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заостряю внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваю, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим основная черта характера, которая присуща мордве. Во время чтения рассматриваю с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам провожу беседу с детьми.
Читая произведения о войне, рассматривая альбом «Наши земляки – герои Великой Отечественной Войны», я говорю детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг – защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы – ради жизни на земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины – эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. С большим интересом дети знакомятся с предметами мордовской национальной одежды, с элементами мордовского орнамента (ромб, елочка, крест, галочка), с изделиями мордовских мастеров народных промыслов. Свои впечатления дети отображают в рисунках, при раскрашивании моделей мордовской одежды, в лепке по мотивам изделий мордовских мастеров и мордовских игрушек. ..
Любовь к природе – одно из проявлений любви к Родине. Во время прогулок, экскурсий я показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, бережно относиться к природе родного края.
Результативность опыта
Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края – республике Мордовия, города Саранска. Сформирован интерес и потребность к посещению краеведческого музея, музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив музеи.
Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родному городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям – труженикам.. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом проведенной работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания – формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Все это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома и достижению наивысшей цели – воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 09.12.2019   |   Изменено: 17.01.2023 11:11:57
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
В ГОСТЯХ У НЕПТУНА.
Фотографии